- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое регулирование усыновлений (удочерений) детей по семейному законодательству российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002149 |
Тема: | Правовое регулирование усыновлений (удочерений) детей по семейному законодательству российской федерации |
Содержание
Правовое регулирование усыновлений (удочерений) детей по семейному законодательству российской федерации ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ)…………………………………………………………………6 1.1.История развития законодательства об усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………...….6 1.2.Понятие усыновления (удочерения)………………………………………..10 1.3.Субъекты отношений по усыновлению (удочерению)…………………...14 ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ, ПОРЯДОК ИПРАВОВЫЕПОСЛЕДСТВИЯУСЫНОВЛЕНИЯ……………………….23 2.1.Условия усыновления (удочерения)…………………………………….….23 2.2.Порядок усыновления (удочерения)………………………………………..46 2.3.Правовые последствия усыновления (удочерения)……………………….67 ГЛАВА 3.ОТМЕНАУСЫНОВЛЕНИЯ………………............................... ...74 3.1.Основания и порядок отмены усыновления………………………….……74 3.2.Правовые последствия отмены усыновления………………………….…..85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………................91 ВВЕДЕНИЕ В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост внебрачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью неблагополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дому. Брошенные на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся под защитой государства. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако ребенок, оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение, чувствует себя обездоленным, так как воспитатели - не родители, и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение - не теплый и уютный дом. Таким образом, не одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую. У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у него никто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Усыновление (удочерение) является одним из самых древнейших правовых институтов и существует во всех современных странах как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так и в России усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) является приоритетной формой, среди всех форм устройства детей оставшихся без попечения родителей. Это положение соответствует требованиям международных правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ (п.1 ст.124). Актуальность данной темы дипломной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей - сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все, же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения). Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в результате усыновления и вопросы, связанные с защитой прав и интересов усыновляемого ребенка. Предметом исследования выступают нормы законодательства Российской Федерации. Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права; раскрыть понятие усыновления (удочерения); выявить субъектов усыновления; проанализировать условия усыновления (удочерения); раскрыть порядок усыновления (удочерения); рассмотреть правовые последствия усыновления (удочерения); установить основания и порядок отмены усыновления (удочерения); рассмотреть правовые последствия отмены усыновления. Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, социологический, сравнительно-правовой и др. В ходе работы были использованы Конституцию РФ, Семейный и Гражданско-процессуальный кодексы РФ, другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты. Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИИ) 1.1.История развития законодательства об усыновлении (удочерении). Усыновление является старейшим, классическим, но довольно сложным институтом семейного права. Реально определить возникновение его первичных форм достаточно трудно. Упоминание усыновления имеет место уже во 2–3 веках нашей эры в трудах Ульпиана – известного римского юрисконсульта. Усыновление, как «искусственное сыновство», совершалось в Древней Руси еще во времена язычества, на смену которому пришло христианство с особым церковным актом «сынотворения», утвержденным епархиальным архиереем. В период реформ Петра 1, также как и в эпоху царствования Екатерины 2, специального внимания усыновлению не уделялось. Наиболее активная разработка норм об усыновлении нашло отражение в Уставе гражданского судопроизводства 1864 года (Ст. 1460 –1461) и в Своде законов гражданских (ст.145–151). Следует обратить внимание на то, что Устав гражданского судопроизводства 1864 года различал узаконение и усыновление детей. Заметной вехой в законодательстве об усыновлении стал Закон от 12 марта 1891 года «О детях усыновленных и узаконенных», который разделил усыновление на несколько категорий: усыновление по обещанию – самое ценное усыновление; усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей; усыновление за награду. Процедура усыновления конца XIX века имела особенности: запрет на усыновление христиан нехристианами и наоборот; усыновитель должен быть не моложе тридцати лет и старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать; усыновление женщиной практически не имело места, ввиду финансовой и экономической зависимости. Наиболее сложная поэтапная процедура ожидала дворян: составление акта об усыновлении у нотариуса, представление этого акта на разрешение окружного суда, утверждение этого акта судебной палатой. Отличалось узаконение тем, что узаконить можно только своих внебрачных детей, а усыновить можно и своих и чужих. Римское частное право знало три способа узаконения (путем представления внебрачного сына и наделения его имущественным цензом, путем последующего брака родителей, путем издания специального императорского указа) и три вида усыновления (путем издания отдельного закона, путем заявления перед судом, путем указания в завещании усыновителя). Что же касается усыновления российских детей иностранными гражданами, то в Российской империи, особенно в конце XIX века, этот вопрос относился к числу принципиальных; иностранцы подлежали действию российских законов. При этом также неукоснительно соблюдался принцип сословности. В целом усыновление конца XIX – начала XX века законодательно было изменено. Следующей вехой стало введение в действие Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 года. Согласно кодексу усыновленные дети приравнивались в правах к родным, однако на будущее время институт усыновления отменялся. Легальное усыновление было восстановлено Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 года «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Новый Кодекс законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 года имел главу «Усыновление», регламентирующую административный порядок усыновления. Наибольшую актуальность усыновление приобретает во время и после Великой Отечественной войны. Так, 8 апреля 1943 года принимается Постановление СНК РСФСР «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей», установившее обязательное обследование социально–бытовых условий усыновляемого и усыновителя. Кроме того, 24 декабря 1945 года принимаются инструктивно–методические рекомендации «Об усыновлении», провозгласившие усыновление лучшим видом устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Административный порядок усыновления был сохранен и в Кодексе о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 года, который был введен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 3969 года «О порядке и введение в действие Кодекса о браке и семье РСФСР», и который в главе 12 «Усыновление (удочерение)» впервые употребил двоякое название процедуры. Разграничение понятий в зависимости от пола ребенка для самой процедуры не имеет значения. Новый ГПК от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ сохранил многие традиционные нормы, оправдавшие свою целесообразность, и в тоже время привнес в процесс зашиты прав граждан ряд новаций. В свете этих новшеств, процедура усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, дополнена уточняющими, конкретизирующими и ранее не известными ГПК нормами. Прежде всего, следует отметить иное название гл. 29 – «Усыновление (удочерение) ребенка». Само по себе данное название гл. 29 ГПК новацией не является, в виду того, что в международных актах, касающихся вопросов усыновления, эта процедура именуется лаконично – усыновление. Таким образом, в конкретном случае законодатель привел нормы ГПК в терминологическое соответствие с нормами СК и международными актами. На этом фоне удивительным выглядит упоминание «установления» усыновления современных комментариях. Необходимо отметить, что современные материальные и процессуальные нормы усыновления осложнили лейтмотив этого правового действия: обязательное соблюдение интересов обеих сторон (усыновителей и усыновленных), то есть – паритет этих интересов, который достаточно трудно сохранить. Значительное число злоупотреблений, совершаемых должностными лицами, стало одним из оснований отказа от административного порядка усыновления и введения судебного, что объяснимо с точки зрения исторического развития норм об особом производстве, а также тем обстоятельством, что в большинстве зарубежных стран усыновление осуществляется в судебном порядке, содержащем значительные гарантии защиты прав детей и усыновителей. Данный краткий исторический обзор имел своей целью не только привести временную последовательность становления и развития правового института усыновления, но и весь спектр характерных черт усыновления, которые были ему свойственны на каждом конкретном историческом этапе, а также осветить роль государства в этом процессе, его интерес к детям и признание их прав. Хотелось бы согласиться с положением о том, что «институт усыновления... является весьма гибким и подвижным, то есть изменяется под влиянием определенных событий и жизненных реалий», притом, что усыновление, на первый взгляд, носит частный характер. И действительно обострившаяся в последние годы проблема международного усыновления в РФ носит комплексный характер, однако, изменение законодательства в этой сфере продиктовано скорее причинами политическими, нежели социально–экономическими… Подробнее данную проблему необходимо исследовать в последующих главах дипломной работы. 1.2.Понятие усыновления (удочерения). Усыновление (удочерение) (далее усыновление) является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению (ст. 137 СК РФ). Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отлична от иных форм устройства детей: 1) по основанию возникновения правоотношений; 2) по характеру правоотношений; 3) по содержанию прав и обязанностей субъектов. Основанием возникновения правоотношений по поводу усыновления является волеизъявление лица и решение суда, вступившее в законную силу. В приемной семье, при патронатном воспитании основанием возникновения правоотношений является договор; при установлении опеки и попечительства - решение администрации. Различия между указанными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются и в характере возникающих правоотношений. Для правоотношений усыновления характерно то, что они бессрочны, а все остальные правоотношения, возникающие в рамках других форм устройства ребенка, являются срочными. Так, согласно п. 2 ст. 145 СК РФ, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с п. 2 ст. 40 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) по достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним, в свою очередь, прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет (п. 3 ст. 40 ГК РФ). Отличие усыновления от иных форм устройства детей можно проводить и по содержанию прав и обязанностей субъектов сравниваемых отношений. Так, опекуны являются законными представителями своих подопечных. Они обязаны заботиться о ребенке, заниматься его воспитанием, осуществлять защиту его прав и интересов (ст. 148, 150 СК РФ). Для приемных родителей воспитание ребенка является их основной работой, за которую они получают вознаграждение, поэтому в отличие от усыновителей их можно считать "профессиональными воспитателями". Между приемными родителями и приемными детьми в отличие от усыновителей и усыновленных не возникает никаких алиментных отношений, они не имеют права наследовать друг после друга, равно как и после близких родственников приемных родителей и приемных детей. Приемный ребенок сохраняет свое имя, отчество и фамилию, а при усыновлении они могут быть изменены. Правоотношения же по усыновлению устанавливаются пожизненно, они бессрочны и могут быть прекращены лишь в результате отмены усыновления. Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Не случайно установлен приоритетный характер усыновления по сравнению с иными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное назначение института усыновления состоит во всемерном соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних детей, а также в возможности реализации чувства материнства и отцовства потенциальными усыновителями. Именно естественные стремления удовлетворить эти чувства лежат в основе конкретных актов усыновления. Безусловно, нормы института усыновления предназначены не только для урегулирования отношений с участием бездетных граждан; граждане, имеющие своих детей, также могут быть усыновителями и нередко ими становятся. Служебная роль института усыновления заключается в обеспечении благоприятных условий, способствующих гармоничному развитию ребенка, позволяющих оказать реальную помощь, прежде всего детям, оставшимся без попечения родителей. Необходимо отметить, что родство как происхождение одного лица от другого или от общего предка может быть признано или не признано, но отнюдь не создано законом. Действительно, отношения усыновителя с усыновленным приравниваются законом (ст. 137 СК РФ) к родственным, однако в результате усыновления возникают не только правовые последствия, но и все фактические отношения. Имеются в виду отношения, складывающиеся между усыновителем и усыновленным, не подлежащие правовому регулированию (взаимная привязанность, любовь, иные личные взаимоотношения). Действующее законодательство дает основание для вывода о том, что усыновление порождает самостоятельное, отличное от родительского, правоотношение. Различия между родительским правоотношением и правоотношением по усыновлению можно провести по следующим элементам: 1) по основанию возникновения: родительские правоотношения возникают на основании родства, а правоотношения по усыновлению - на основании сложного юридического состава; 2) по моменту возникновения: родительские правоотношения возникают с момента рождения ребенка, правоотношения по усыновлению возникают с момента вступления решения суда в законную силу; 3) по основаниям прекращения правоотношений: правоотношения по усыновлению могут прекратиться как по общим основаниям (смерть, объявление умершим), так и в результате отмены усыновления, родительские правоотношения - только по общим основаниям . В дополнение к перечисленным различиям можно назвать другие права и обязанности, связанные с усыновлением, не характерные для родительского правоотношения, и наоборот. Так, запрещены браки между родителями и детьми, а если таковой все же состоялся, то он должен быть признан недействительным, поскольку лежащее в основании взаимосвязи родителей и детей кровное происхождение никогда не может отпасть. Между тем отмена усыновления устраняет обстоятельства, препятствовавшие браку между этими лицами, и он может быть признан действительным. Вывод о самостоятельном характере правоотношений по усыновлению в то же время позволяет говорить о наличии у последнего сходных элементов с родительским правоотношением. Во-первых, сходство проявляется в содержании правоотношений (ст. 137 СК РФ указывает, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению). Во-вторых, объем и характер этих прав равны объему и характеру прав усыновителей по отношению к усыновленным детям (ст. 137 СК РФ - «…приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению»). Хотя иногда объем прав у усыновленного ребенка может быть больше, чем у родного. И это не результат акта усыновления, а сохранение правовой связи с одним из родителей (п. 4 ст. 137 СК РФ - например, право на пенсию по случаю потери кормильца). В-третьих, сходство отмечается по выполняемым функциям: усыновители, как и родители, являются законными представителями своих детей (ст. 64 СК РФ). Несмотря на наличие сходных элементов, усыновление не порождает родительское правоотношение, а возникает новое правоотношение, но со сходным содержанием с родительским. 1.3 Субъекты усыновления (удочерения) Субъектами усыновления являются усыновляемый, усыновитель, суд, родители ребенка, органы опеки и попечительства. Ст.124 СК РФ, установлено, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Эта принципиальная норма соответствует требованиям ст.21 Конвенции о правах ребенка. Лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет), не могут быть усыновлены. Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные сложности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами, ранее не участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о них заботы и внимания, выяснить истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как "соответствующее интересам усыновляемого", поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. Усыновленные четырнадцати, семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании и содержании усыновителей непродолжительное время (один-три года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производиться в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить ранее сложившиеся взаимоотношения. Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка - залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целях возложения, на него спустя непродолжительное время обязанностей по собственному содержанию или получения тех или иных льгот, предусмотренных законом. Поэтому следует установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную семью или получить, например, право пользоваться жилым помещением усыновленного, право получить пособие, пенсию, наследство, причитающиеся усыновленному и т.п. СК РФ не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием. Усыновлены, могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то в таких случаях кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания, усыновленного ребенка. Также необходимо выяснить наличие у усыновителей реальных возможностей не только для воспитания, но и для лечения ребенка. Это особенно важно, когда усыновляют ребенка, страдающего недугом, требующим специального ухода, длительного лечения, создания особых условий для воспитания. В этой связи следует иметь в виду, что закон прямо не предусматривает в качестве основания для отмены усыновления состояние здоровья ребенка, если о его болезни кандидаты в усыновители были своевременно предупреждены и, несмотря на это, осознанно выразили желание усыновить больного ребенка. В том же случае, когда после усыновления были выявлены умственная неполноценность или наследственные отклонения в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении, суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет (ст.57, 141 СК РФ). Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка (п.11 Правил передачи детей на усыновление (удочерение)). СК РФ отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями - иностранными гражданами. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей (так называемое международное усыновление), только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Поэтому сведения о детях, которые могут быть переданы на усыновление, предоставляются данной категории лиц федеральным или региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не ранее упомянутого срока. Данная норма комментируемой статьи имеет важное значение, так как на основании указанной информации осуществляется подбор конкретного ребенка для усыновителей с последующим оформлением необходимых документов по его усыновлению. Российский закон допускает усыновление детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые установлены непосредственно в СК РФ. СК РФ отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В наилучших условиях ребенок может быть усыновлен супругами или одним лицом. В результате усыновления ребенок становится членом семьи, полноценность которой предполагает наличие у него отца и матери. Поэтому желательно, чтобы усыновление производили супруги (лица, состоящие между собой в зарегистрированном браке), или муж матери ребенка (отчим), или жена его отца (мачеха). Закон допускает также усыновление ребенка одним из супругов и одинокими лицами - мужчиной или женщиной. Последними могут быть как родственники ребенка, так и посторонние ему лица. Однако CK РФ не допускает усыновление ребенка двумя лицами, не состоящими между собой в браке. Для здоровой ситуации в семье усыновителя требуется также определенная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным. Эта разница должна соответствовать обычной разнице в возрасте между родителями и детьми и обеспечивать нормальные семейные отношения. В соответствии с комментируемой статьей разница в возрасте должна составлять не менее 16 лет. Если ребенка усыновляет отчим (мачеха) или оба супруга, разница в возрасте не играет никакой роли. При наличии уважительных причин (ребенок считает усыновителя своим кровным родителем, привязан к усыновителю и т.п.) суд, устанавливающий усыновление, может допустить усыновление и при меньшей разнице в возрасте между усыновляемым и лицом, желающим его усыновить (ст.128 СК РФ). В случае если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, необходимым условием для усыновления является также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. В то же время необходимость в получении согласия супруга усыновителя отпадает, если супружеская жизнь фактически прекращена, супруги не проживают совместно более года и место жительства другого "супруга" неизвестно. Принятию судебного решения об установлении усыновления предшествует работа органов опеки и попечительства. Эти органы ведут учет лиц, желающих усыновить ребенка, а также учет детей, оставшихся без попечения родителей (ст. ст.121-123 СК РФ). Лицо, желающее усыновить ребенка, прежде всего, должно обратиться в орган опеки и попечительства. Получив такое заявление, эти органы, находящиеся по месту фактического нахождения ребенка, кроме постановки гражданина на учет, принимают меры к общению лица с ребенком. Отдельные нормы о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, содержатся в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение), что в целях обеспечения единства государственной политики в области усыновления детей принимается во внимание органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке (внесении изменений) нормативных правовых актов по данному вопросу. Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства об их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст.127, 128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К данному заявлению прилагаются следующие документы: а) краткая автобиография; б) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; в) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; г) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; д) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ; е) копия свидетельства о браке (если состоят в браке). Приведенный перечень документов, требуемых органом опеки и попечительства от лиц, желающих усыновить ребенка, во многом совпадает со списком документов, которые необходимо представлять в суд гражданам для решения вопроса об усыновлении конкретного ребенка (ст.271 ГПК РФ). Кроме того, лицо, обращающееся в орган опеки и попечительства с просьбой об усыновлении ребенка, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, другой документ, удостоверяющий личность. Орган опеки и попечительства не только изучает представленные заявителем документы, но и проводит детальное обследование условий его жизни. Предварительное обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, имеет целью обеспечить соблюдение прав и интересов ребенка в результате предстоящего усыновления, что соответственно предполагает и выявление возможных препятствий к усыновлению, а также ознакомление с личностью кандидатов в усыновители. Однако при этом должны быть соблюдены требования ст.23 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и т.п. Акт органа опеки и попечительства о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и в последующем. Не случайно он включен законом в число документов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об усыновлении (п.1 ч.2 ст.272 ГПК РФ). На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение о его возможности быть усыновителем. При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения). Документ о постановке гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители в последующем обязательно прилагается к подаваемому в суд заявлению об усыновлении (п.7 ч.1 ст.271 ГПК). Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд. После постановки на учет кандидаты в усыновители имеют право: получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок. Кандидаты в усыновители обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт, а также подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи, или в Министерство образования и науки РФ. Таким гражданам обеспечивается доступ к документированной информации о детях, нуждающихся в усыновлении, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании письменного заявления гражданина, признанного органом опеки и попечительства кандидатом в усыновители, документированная информация о нем помещается в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным или федеральным оператором в целях учета сведений о таких гражданах. В некоторых случаях предварительная постановка на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители не требуется. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению. Понятно, что в таких случая....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: